Чувашский мир
Фото cap.ru Накануне, 24 апреля, в Чувашии и за ее пределами в шестой раз провели акцию «Всечувашский диктант». В столице региона желающие смогли написать диктант в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, ЧГУ им. И.Н. Ульянова, институте образования и Национальной библиотеке. Как сообщает ГТРК «Чувашия», текст диктанта был посвящен чувашскому языку и его величию. Только на одной из площадок — в педагогическом университете — за парты сели порядка 250 человек. Среди участников акции — молодежь и люди зрелого возраста. Некоторые чтобы написать диктант на чувашском языке приехали из районов республики, хотя его, как и в предыдущие годы, провели в двух форматах — очном и через радиоэфиры. Отметим, стихотворение в прозе Александра Артемьева «Тӑван чӗлхе» оказалось доступным для многих, однако у некоторых участников сложности возникали при расстановке знаков препинания. В прошлом году в этой акции приняли участие 5 тысяч человек. Итоги всечувашского диктанта этого года подведут уже в начале следующего месяца. Источник новости:
|
Чувашский мир
Александр Степанов. Фото сар.ru В Чебоксарах состоялся финал республиканского этапа всероссийского конкурса на звание лучшего учителя родного языка и литературы. За победу на заключительном этапе боролись десять учителей чувашского языка и литературы из регионов страны. Как сообщает управление образования администрации города, педагоги продемонстрировали как они проводят занятия с классом и выступили перед жюри в национальных костюмах на сцене. Больше всего баллов по результатам конкурса набрал учитель средней школы №40 города Чебоксары Александр Степанов. Он будет представлять Чувашию на Всероссийском мастер-классе учителей родных языков в Москве. Отметим, Александр Марсович разработал и внедрил в учебно-воспитательный процесс методику изучения чувашской литературы в диалоге культур и издал пособия, которые распространены как в республике, так и за ее пределами, в местах компактного проживания чувашей. Источник новости:
|
Чувашский мир
В Анат-Кинярской средней школе Чебоксарского района в день президентских выборов прошло оригинальное заседание Совета старейшин деревни Малый Сундырь с приглашением местных краеведов и активистов окрестных сел. Показав хронику действия общественной организации с 1994 года и подробно отчитавшись перед собравшимися (а ему есть чем отчитаться – своими силами отстроены полевые ворота, запружены три пруда, отремонтированы три моста, проложены битыми кирпичами и строительным мусором более километра уличных и переулочных дорог, построены детская площадка, сельский майдан со сценой и еще более ста значительных дел), руководитель сельской общины, член Центрального Совета чувашских старейшин (ЦСЧС) Владислав Эльмень представил план действия на будущий срок. План поддержали староста деревни Николай Артемьев, мухтар улицы Станекки Валерий Погодейкин, заслуженный учитель республики Виталий Моисеев, краевед-учитель из Хорамакасов Юрий Тимофеев. Владислав Эльмень - почетный краевед, поэтому особо остро обратился к участникам заседания по нескольким проблемам. Стоит задача переиздания истории деревни Малый Сундырь и генеалогических альбомов. |
Мнение
Чувашский мир
Этнографические и исторические данные позволяют видеть в бесермянах потомков волжско-камских болгар. Из большой Советской энциклопедии.
В этой статье речь пойдет о бесермянах, то есть, о небольшом народе, проживающем в настоящее время в основном в северо-западных районах Удмуртской республики в бассейне реки Чепец и прилежащих районах Кировской области. Хотя удмуртские историки и этнографы причисляют бесермян к удмуртскому народу, а татарские историки отождествляют их с татарами, но сами бесермяне считают себя самостоятельным этносом. В то же время их исторические корни по сведениям многих ученых-тюркологов неразрывно связаны с историей волжских булгар и их прямого исторического преемника- чувашского народа. О прямом историческом родстве волжских булгар и сегодняшних чувашей пишется в английском энциклопедическом словаре «Британика»: «Чуваши- булгары и язык у них- единственный сохранившийся в мире- булгарский». То есть, как видим, сегодняшний чувашский народ является непосредственным историческим продолжением народа под названием «булгары» или «болгары». |
Личное мнение
Чувашский мир
А.А. Кокель. Автопортрет. 1936. И до нас дошли споры насчёт личности и творчества Алексея Афанасьевича Кокеля (1880-1956), связанные с одной неудачной книгой о нём. Дискуссии и обсуждения. Диалог о книге В.А. Васильева «Алексей Афанасьевич Кокель, 1880–1956: жизнь и творчество». Всё это вот здесь: "ЧГВ" №12, 2017г. Ставится даже вот такой вопрос: а являлся ли, является ли А.А.Кокель чувашским художником? Как же так? Кокель был, несомненно, чувашом, родился и вырос в чувашском селе, знал чувашский язык. Его родной брат, Святой РПЦ Епископ Ибресинский, потом Алатырский, Герман, помимо церковной службы, занимался чувашской фольклористикой (собиранием образцов фольклора, некоторые из них известны только по его записям). А зачем нам переживать из-за того, что он "недостаточно велик"? |
Чувашский мир
Краеведы Валерий Виноградов, Виталий Станьял, Михаил Карпов обсуждают новую рукопись Карповы из Чалымкасов — в Ишакской стороне люди известные, труженики почитаемые. Старший из братьев Владимир Карпов в родовом доме организовал краеведческий музей. Его младший брат Валентин Алиней (1933-2013), почетный краевед, народный академик, активный общественник, совершил настоящий подвиг —будучи ответственным секретарем Союза чувашских краеведов, сквозь многие тернии зарегистрировал Устав союза, написал десятки исследовательских статей для газет и «Чувашской энциклопедии», издал на свои пенсионные сбережения книги «Населенные пункты Чебоксарского района Чувашской республики», «Голоса Алинской истории» и др. Младший брат краеведа Михаил Карпов, сам тоже краевед, автор книги «Шупашкарӑм, савнӑ Шупашкарӑм» (о работе Чебоксарского ОАО «Эткер»), выпустил вторым изданием книгу брата «Голоса Алинской истории» с добавлением новых событий в родственных деревнях Чалымкасы, Чиршкасы, Суранасы, Шоркасы, Хыршкасы, Ишлейкасы и поселке Тимой. Как и первое издание 2001 года, новый выпуск сразу же нашел живой отклик во всей Ишлейской стороне Чебоксарского района. В книге много архивных сведений и документов по истории селений бассейна реки Унги, интересны родословные разыскания и старинные фотоснимки. |
Мнение
Чувашский мир
100 лет тому назад, 25 января – 14 февраля 1918 года по новому стилю, состоялась работа Всероссийского чувашского военного съезда в г.Казань. Это было уникальное событие в чувашской истории, которое практически не осмыслено научной общественностью и в должной мере не оценено потомками. К примеру, показательным является то, что сейчас в республике не проходит никаких памятных мероприятий по этому поводу. В чем ценность именно этого съезда? На нем впервые, и, пожалуй, в единственный раз, общечувашский съезд уверенно и основательно огласил свои истинные чаяния, уже, и еще не завуалированные крепостнической риторикой. Можно сказать, именно этот съезд плодотворно и свободно подводил итоги общественно-экономического, политического и культурного развития чувашского народа за время его нахождения в составе царской России. К тому же на чувашское национальное движение еще «не надавила на горло» новая советская власть, как это произошло уже весной-летом 1918 года. В советское время деятельность Всероссийского чувашского военного съезда января 1918 года замалчивалась на основании того, что она носила, по определениям того времени, антисоветский и «белогвардейский» характер. |
Мнение
Чувашский мир
Некоторые заметки В.П.Станьяла по книге С.В. Щербакова «Чувашское национальное движение в 1917-1921гг.: взлеты и падения» (Часть 1. Чебоксары, 2015. — 292 с.) Имел я на стыке 50-60-ых годов ХХ века горькое счастье высказать свое слово о художественных произведениях писателя, распроклятого и запрещенного в то время «буржуазного националиста» Мӗтри Юмана, и с тех пор меня, наказанного и изгнанного, еще больше интересуют чувашские события народного движения, трагические судьбы революционеров Тимофея Хури, Гавриила Алюнова, Дмитрия Юмана, Агафии Гавриловой, Семена Николаева, Гермогена Титова, Ивана Васильева и многих других из когорты революционных защитников родного народа. Сколько лжи и грязи навалено было на них - верных сыновей и дочерей чувашского народа - пройдохами из «красной профессуры» и их цыплячьими подпевалами – уму непостижимо. Без зазрения совести они белое называли черным, черное красным. Собственно, совести у них (да и у некоторых современных «шултра ученых») нет, никогда не было и едва ли будет. |
Чувашский мир
18 января 2018 года в Центральном совете чувашских старейшин состоялась череда консультаций и планерок. В Чувашском народном доме обсуждались вопросы скульптурного отображения истории родного народа. Плодотворные и талантливые скульпторы Николай Кондрашкин из Ульяновска и Федор Мадуров из Альгешево отчитались превосходными изданиями альбомов, ознакомили с целым рядом готовых и начатых работ по чувашской скульптурной историографии. Можно только радоваться и гордиться неиссякаемой энергией и неустанной работой оригинальных мастеров ваятельного искусства. На заседании ЦСЧС в Национальной библиотеке Чувашской Республики повестка дня была свободной, поэтому разговор шел по разным вопросам. Кроме членов Совета старейшин в ней частично участвовали также члены Президиума Чувашской национальной академии наук и искусств. Подводя итоги 2017 года, председатель ЦСЧС Виталий Станьял поблагодарил активных членов Совета писателей Дениса Гордеева, Николая Максимова, Валери Тургая, Арсения Тарасова, художников Петра Пупина, Николая Енилина, Алексея Аксара, предпринимателей Николая Адера, Тимера Тяпкина, ученых Александра Мефодьева, Геннадия Трифонова, Геннадия Матвеева, Федора Карягина, сельского мухтара из Чебоксарского района Владислава Эльменя, краеведов Вячеслава Мартынова, Владимира Милютина, Алексея Бойкова, пресс-секретарей Тимера Акташа и Аҫтахара Плотникова за плодотворное участие в обсуждении острых проблем сохранения и развития национальной культуры. |
Чувашский мир
В деревне Малый Сундырь (чӑв. Станьял) Чебоксарского района начал работать центр краеведения и туризма. В ближайшем будущем сюда будут привлекать туристов со всей России. Об этом сообщает ГТРК Чувашия. По их информации, Русское географическое общество поддержало инициативу чувашских активистов. А экспонаты для центра были предоставлены высшими учебными заведениями республики и жителями близлежащих деревень. В музее уже сейчас можно полюбоваться археологическими находками и предметами старины 10-20 веков. Отметим, ещё с давних времен через эти места купцы возили товары, останавливались в Малом Сундыре. Позднее, в 18 веке, через Владимирский тракт шли осужденные на каторгу в Сибирь. В это время в Малом Сундыре появились почтовая и ямская станции. Кроме того, на постоялом дворе останавливались такие знаменитые личности, как Александр Пушкин, Николай Карамзин, Федор Достоевский, Николай Чернышевский, Александр Радищев, Петр Первый, Екатерина Вторая. В связи с чем, в скором времени в Малом Сундыре воссоздадут старинные здания ― почтовую и ямскую станцию. После чего будут рассказывать туристам об этих местах. Источник новости:
|